среда, 16 ноября 2011 г.

Империя духа или как подготовить революцию. Часть III

Музыка сфер Поднебесной

У Платона как-то спросили, для чего строится государство, где всем приходится жертвовать чем-то, даже философам, которые правят. Ответ один: правильно отлаженное государство способно как правильно отлаженный космос давать музыку сфер, которую слышно только богам и, может быть, некоторым смертным. Сложно описать формулу «идеального общества», где закон должен иметь свойства морали, не только закрепляя определенные права и обязанности, определяя наказания, но и воспитывая. Это пытались сделать и Платон, и Конфуций, и многие другие. Эта тема тонка и располагается и в среде таких сфер, как тонкое ощущение «какая музыка звучит в Поднебесной» (вспоминая Люй Бувея), но основные принципы конкретизировать можно даже в рамках небольшой статьи, выделив некоторый набор общих принципов, объединяющий взгляды сторонников перемен в некоторую общую систему. Эту «музыку сфер» может услышать каждый смертный. К таким системообразующим элементам относятся:

1. создание гармоничного общества социальной справедливости, уважающей права человека и права общества;

2. системообразующими понятиями должны быть два – «человек» и «сообщества»;

3. признание того, что развитие отдельного человека бессмысленно рассматривать в отрыве от развития социальной среды;

4. основной мировой концепцией должна являться система многополярного мира, признание возможности сосуществования разных цивилизаций и необходимости культурной диверсификации, построение диалектической системы отношений, в которой различные культуры должны находиться в диалоге друг с другом и для каждого народа должны оставаться возможность следовать собственной истории;

5. отторжение свободного от обязательств либерального индивидуума и приверженность ценностям сообщества, как устойчивого объединения людей, связанных общими традициями, историей и моралью. Индивидуальные «естественные» человека и социальных групп не должны нарушать или оскорблять интересы окружающих, общества, в котором они живут. Понятие «толерантность» (с его вседозволенностью) должно смениться на терпимость;

6. выдвижение концепции «общества совладельцев», которая рассматривает современную корпорацию не как машину исключительно для производства прибыли акционерам, а как социальный институт, защищающий гармонизированные интересы акционеров, менеджмента и персонала;

7. моральные нормы должны превалировать над экономической рациональностью, социальная значимость ценностно-рационального поведения - над целе-рациональным;

8. экономическая система должна сохранять свою рыночность и свободу, но не абсолютную беспринципную свободу получения прибыли; втягивание менее развитых экономик в общий рынок на условии полной открытости недопустимо, таким рынкам необходимо применять принципы автаркии;

9. принимая абсолютно легитимным стремление к получению прибыли, благополучию и достатку, признать, что экономический рост не является бесконечным, поскольку мы живем в конечном мире. Добиться возвращения к равновесию, к чувству предела и меры

10. деньги должны перестать носить функцию бесконечного накопления, а лишь выполняют социально-экономическую функцию (в этом плане следует обратиться к практике «нестандартных» денежных отношений (фактически ее внедрение уже находится в стадии подготовки в рамках государства, члена G-8, готовящегося к этому шагу в качестве единственно приемлемого выхода из ситуации).

Идеология страны рождается не иначе как продукт воздействия на политическое сознание определенных духовных сил. Нейтральной или бездуховной политики в природе не существует. Существующее равновесие должно быть нарушено, иначе это равновесие имеет все шансы обернуться очередным застоем. В лучшем случае…

Пара практических замечаний о семантике и схиме. В начале было слово…

1.Интересна инициатива Уго Чавеса по созданию V Социалистического интернационала (как и вся ситуация в Латинской Америке, сделавшей свой добровольный выбор в левую сторону, как только давление США на этот регион ослабло, и эта тенденция имеет далеко идущие последствия). Но эта инициатива в широком смысле, в том числе относительно России потребует, на мой взгляд, некоторой корректировки (что, кстати, не отметает участие заинтересованных сил в к проведению в учредительном форуме V Социалистического интернационала в Каракасе в апреле 2010 года – идея создания глобальной оппозиции должна быть поддержана). Несмотря на многие здравые идеи в классическом социализме, коммунистические теории во многом подорвали доверие к себе из-за ряда ошибок - как догматического следования марксизму-ленинизму, так и его национальных перекосов, что в конце концов дискредитировало эту идею, особенно на примере развала социалистического блока, этот опыт выработал неприятие ко многим штампам, в том числе и к названиям партий и интернационалов, используемым в социалистический период.

Поэтому в первую очередь необходимы изменения на уровне семантики – нужны новая терминология. Вначале было слово…

2. Кстати, возвращаясь к теме номенклатуры. Остается большим вопросом, должна ли люди, обладающими властными функциями в обществе владеть собственностью, или же они должны понимать, что вступая в определенные должности, они должны будут принять некую схиму, после чего попадут на полное государственное обеспечение, которое они будут получать до конца жизни (тот же Платон, размышляя об «идеальном государстве», полагал, что «высшие разряды (касты) не должны иметь частной собственности, чтобы сохранить единство»). В случае провала они должны быть изгнаны с позором, лишаясь при этом всех привилегий. Впрочем, это дискуссионный вопрос, но классическая литература по этому поводу пишет: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

(Матф, гл. 6, ст. 19-20)

Чтобы стать новой силой этого движения нам только нужно сказать себе «да» и сформулировать свою позицию в новой идеологии. Мы должны возглавить эту Революцию. В 21 веке выиграет та идеалистическая сила, которая создаст новый идеалистический проект. И тот политически оформленный субъект, кто не побоится провозгласить новый проект, имеет колоссальное политическое будущее.

…начать революцию надо так, чтобы это не выглядело как революционное движение… пишите наказы…

Комментариев нет:

Отправить комментарий